династия Манджиевых
АРКАДИЙ НАМИНОВИЧ МАНДЖИЕВ1961 – 2022
Сегодня невозможно представить музыкальную жизнь Калмыкии без творчества композитора Аркадия Манджиева. Его вклад в музыкальное развитие Калмыкии трудно переоценить. Его произведения стали достоянием национальной культуры нашей республики.
Три поколения семьи Манджиевых посвятили жизни служению культуре, искусству, музыке.
Основатель династии, Намин Сангаджиевич Манджиев, прекрасно пел, играл на музыкальных инструментах, был активным участником художественной самодеятельности. Когда-то мечтавший посвятить себя профессиональному искусству, но не имевший такой возможности, он очень серьезно занимался музыкальным воспитанием своего второго сына Аркадия.
Это он вместе с женой Ниной Кочаевной привили Аркадию любовь к народным песням и танцам, наделили особой душевной энергетикой, свойственной лишь творческим натурам.
Артистическая карьера будущего композитора началась раньше, чем занятия в общеобразовательной школе. Не завершив начального музыкального образования в Комсомольской ДМШ, Аркадий был уже автором небольших сочинений.
Уже потом окончил музыкальную школу по классу баяна, отделение народных инструментов Элистинского музыкального училища. Дипломной работой явилось первое сочинение крупной формы «Степные узоры» для оркестра калмыцких народных инструментов.
По окончании училища в 1981 году поступил на дирижёрско-хоровое отделение Астраханской консерватории, а уже в 1983 году Манджиев поступает сразу на второй курс композиторского отделения Казанской государственной консерватории, в класс заслуженного деятеля искусств Татарстана А.Б. Луппова.
В студенческие годы им написаны: «Детский альбом» (1982) и «Фантазия» (1982) для фортепиано, струнный квартет (1983), вокальный цикл на стихи Д. Кугультинова «Цитаты» (1983), Концерт для флейты с оркестром (1986), Кончерто гроссо (1987), песни на стихи В. Шуграевой, М.Нармаева, обработки калмыцких народных песен для хора.
В 1984-1986 гг. – служба в рядах Советской Армии.
Дипломной работой по окончании консерватории (1989) явились мюзикл «Снежная королева» и «Первая симфония». Симфония была исполнена в 1988 году в Элисте Симфоническим оркестром Кабардино-Балкарской филармонии под упр. заслуженного деятеля Кабардино-Балкарии Б. Темирканова.
Творческое наследие композитора включает мюзиклы «Снежная королева» по сказке Х.К. Андерсена, «Лети, корабль!» по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо», «Девушка, прекрасная как птица» по мотивам японских сказок, спектакль-мюзкл «Про Федота-стрельца» Л. Филатова, музыку к детским спектаклям, демонстрационным показам мод (Театр костюма и пластики), эстрадным шоу, музыкальные спектакли «Сар Герел» по сказке Д.Кугультинова и «По велению вечного неба» П. Дарваева, оперу-мюзикл «Калмычка» и др.
Сотрудничество с калмыцкими ансамблями вылилось в вокально-хореографическую сюиту «Песнь о народе» по мотивам калмыцкого героического эпоса «Джангар», музыку к танцам: «Ур Сар», «Танец ойратских девушек», «Подарки», «Танец воинов-калмыков участников войны 1812 года», «Вечер в Дацане», «Ойратский стан», «Поклонение Солнцу» и «Танец лам», «Заклинание огня», «Богиня Зеленая Тара», «Танец Шивы-Натараджи» и др.
Аркадий Манджиев является автором государственного гимна Калмыкии. Особое место в вокальном творчестве композитора занимают песни гимнического склада. Одну из них – «Мини Төрскн» можно считать подлинным гимном Родине, родной степи.
В творческом багаже А.Н. Манджиева более 200 песен. Аркадий Манджиев – композитор яркого мелодического дарования, но мелодика его песен теснейшим образом связана с народной песней, элементы которой он бережно интерпретировал в собственном творчестве: «Иньг мини», «Цаг сеглятя», «Ээҗ», «Ногала», «Хальмг күүкн», «Цаган цасн»», «Төрлмүд мини» и др.
Аркадий Манджиев – авторитетный музыкант, композитор с солидным творческим багажом. Он – идейный вдохновитель международного фестиваля современной музыки монголоязычных народов «Пентатоника».
В свое время А. Манджиев был избран Президентом Международной Ассоциации монгольских композиторов.
В 2019 году за выдающиеся достижения в области музыкального искусства и значительный вклад в дело процветания Республики Калмыкия заслуженному деятелю искусств Республики Калмыкия Аркадию Наминовичу Манджиеву была вручена высшая степень отличия – звание Героя Калмыкии.
2001 – 2005 гг.– министр культуры Республики Калмыкия.
2005 – 2011 – директор Калмыцкого театра юного зрителя, художественный руководитель Калмыцкого государственного ансамбля песни и танца «Тюльпан».
С 2011 по 2022 год – генеральный директор Калмыцкой государственной филармонии.
В 2022 году Калмыцкой государственной филармонии присвоено имя им. А.Н. Манджиева.
Аркадий Манджиев: «Я пою на калмыцком языке и хочу, чтобы люди общались на нем, сохраняли язык. Без языка нация мертва. Мне хочется, чтобы вы, проживая в разных местах, помнили о своей Родине. Творите, будьте успешными и прославляйте тем самым наш народ. Дайте нам повод гордиться вами!»
Эти слова стали наказом для детей композитора – дочери Гиляны и сына Мингияна, тоже посвятивших себя служению культуре и искусству.
Продолжателем музыкальной династии Манджиевых стала Гиляна, дочь Аркадия Наминовича.
ГИЛЯНА АРКАДЬЕВНА ШОНДЖИЕВА (МАНДЖИЕВА)
Родилась 20 июля 1990 года в городе Элиста.
Училась в школе-студии на отделении одаренных детей при Колледже искусств им. П.О. Чонкушова.
В 2004 году стала дипломантом II Губернаторского международного юношеского конкурса им. Валерия Гаврилина в номинации «композиция» (г.Вологда).
В 2006 году поступила в Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М.П. Мусоргского на теоретико-композиторское отделение. Композицию преподавал профессор Владимир Николаевич Соколов.
К 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства по государственному заказу Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия в 2009 году ею были созданы произведения: «Пьеса» для скрипки, виолончели и фортепиано, фантазия «Джангарчи» для Национального оркестра Калмыкии.
В эти годы, активно сотрудничая с Калмыцким республиканским театром юного зрителя «Джангар», пишет музыку для детских спектаклей «Незнайка», «Три поросенка», «Приключения принцессы Фефелы», к спектаклю «Сердце матери» по одноименной пьесе Алексея Балакаева, а также мюзикл «Стервы» (либретто Виктора Хаптаханова).
В 2010 году по окончании Санкт-Петербургского музыкального училища им. М.П. Мусоргского Гиляна Манджиева поступает в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова на факультет композиции и симфонического дирижирования, класс композиции профессора, народного артиста РФ Сергея Михайловича Слонимского, которую заканчивает с отличием.
За годы обучения в консерватории ею написаны следующие произведения: цикл пьес для фортепиано, «Две пьесы» для двух виолончелей, «Вариации для фортепиано на калмыцкую народную тему «Гурвн альмн», «Сонатина» для флейты и фортепиано, вокальный цикл на стихи калмыцких поэтов для тенора и фортепиано, «Струнный квартет», кантата «Память сердца» и многие другие.
Гиляна Аркадьевна Манджиева – участник многочисленных композиторских международных фестивалей современной музыки: VI и VII Международные фестивали современной музыки монголоязычных народов «Пентатоника» (Элиста, 2014, 2015), XII Международный фестиваль-биеннале «Дни современной музыки в Астрахани» (2015), Международный фестиваль новой музыки «Звуковые пути» (г. Санкт-Петербург, 2015, 2016).
С 2016 по 2019 годы преподает теоретические дисциплины в Детской музыкальной школе № 41 Санкт-Петербурга, также работает в качестве концертмейстера.
2017 и 2018 годы – лауреат Конкурсов, проводимых Государственным академическим русским оркестром им. В. В. Андреева в номинации «Лучший концертмейстер».
2019 год – преподавание фортепиано, композиции и теории музыки в музыкальной школе в г. Нанкин (КНР). За это время разработала собственную методику преподавания фортепиано, написала 3 сборника для фортепиано, вокальный сборник на тексты, написанные на китайском языке.
Сотрудничала с Пекинским национальным филармоническим оркестром, сочиняя обработки монгольских народных песен для голоса.
В настоящее время работает над вокальным сборником для детей «Золотко моё», который сама проиллюстрировала и озвучила.
В планах – вступление в Астраханское региональное отделение Союза композиторов России и написание калмыцкого детского балета.
Выбрал творческую профессию и сын Аркадия Наминовича Мингиян.
МИНГИЯН АРКАДЬЕВИЧ МАНДЖИЕВ
Родился 5 декабря 1997 года в г. Элиста.
Режиссер документального кино.
Главный режиссер в испано-аргентинской продакшн-компании.
В 2021 году окончил Институт кино и телевидения (г. Москва).
На сегодняшний день зрителю известны 5 документальных фильмов Мингияна Манджиева «В унисон со смертью», «Зунгру», Сестры», «Смерти нет» и «Этика нового тысячелетия».
«В унисон со степью». Чабан, живущий в суровых условиях, зависящий от переменчивой погоды, нашёл умиротворение и счастье в философском восприятии жизни. Он выразил свою любовь к родине, языку и традициям Калмыкии, рассказав о своём восприятии временности существования и важности корней. «В унисон со степью» является глубоким погружением в жизнь человека, который, несмотря на все трудности, нашёл гармонию и радость в своём существовании. Этот фильм – исследование внутреннего мира человека, который, приняв вызовы природы и обстоятельств, научился ценить каждый миг жизни.
Фильм «Зунгру» знакомит зрителей с жизнью маленького поселка Ханата в Калмыкии, где наставник, получивший образование буддийского монаха в дацане Бурятии, активно участвует в строительстве нового хурула. Он с энтузиазмом рассказывает о своих переживаниях, о повседневной жизни в глубинке и о важности возрождения культурных традиций. Наставник делится своими размышлениями о том, как культурное наследие влияет на общественную жизнь и как важно сохранять это наследие для будущих поколений, ведь возрождение традиций – это не только возврат к прошлому, но и шаг в создании устойчивого будущего для своей общины.
Фильм «Сестры» представляет собой трогательный рассказ о двух сестрах из Сибири, чьи судьбы переплелись с историей калмыков, оказавшихся в депортации. В далекие тяжёлые времена они встретили двух калмыцких мужчин, за которых позже вышли замуж и ради которых переехали жить в Калмыкию. Несмотря на трудности, сестры со своими мужьями смогли построить дома, воспитать детей и внуков. С годами их мужья ушли из жизни, но сестры остались верны общему пути, продолжая радоваться каждому новому дню, который приносит с собой воспоминания и новые радости. Калмыкия для них давно стала не просто местом на карте, а истинной родиной – местом, где прошлое и настоящее навечно вплетены в узоры их семейных рассказов. Фильм «Сестры» – это гимн жизнестойкости и вере в то, что даже в самых трудных испытаниях можно найти основания для любви и благодарности.
Фильм «Смерти нет» рассказывает небольшую историю о народном артисте РСФСР Валентине Гафте, который озвучивал книгу Далай-ламы XIV «Свобода в изгнании». В ходе этой работы Гафт погрузился в изучение жизни и философии Далай-ламы XIV, затем последовала их встреча. После этого значимого для него события Гафт начал записывать видеоматериалы о Далай-ламе, передавая своё восхищение и уважение к его личности и учениям. История завершается моментом смерти Гафта, символизируя его духовное преображение и влияние встречи с великим мыслителем.
В фильме «Этика нового тысячелетия» исследуются глубокие этические концепции, предложенные Далай-ламой XIV в его одноименной книге. Особую атмосферу фильму придаёт чтение отрывков из этой книги великолепным голосом Владимира Спивакова. Сочетание его интонаций с мудростью текста создаёт уникальное звучание, которое позволяет зрителям на новом уровне почувствовать суть предложенных идей.
В 2023 году после «Этики нового тысячелетия» началась работа над новым проектом в сотрудничестве с художником из Pixar, сотрудничество с мастерами джорей из Японии, у которых обучался практике джорей.
Кроме документальных фильмов продолжается работа над рекламными роликами, видеоклипами и короткометражными фильмами, постоянно развивая свои навыки и исследуя новые аспекты кинопроизводства.
«